Антон Павлович Межнев

(22.10.1963 – 8.01.2021)

 

В начале января 2021 года ушёл из жизни Антон Павлович Межнев. Ему было 58 лет…

Антон увлекался биологией уже в школе, занимался в кружке Московского Общества испытателей природы (МОИП), из которого в тот период вышли многие известные биологи. В 1980 г. он поступил на биологический факультет Московского государственного университета, где получил профессиональное образование на кафедре зоологии и сравнительной анатомии позвоночных. Его студенческие работы были посвящены изучению биологии журавлей, а затем хищных птиц под руководством, соответственно, С. М. Смиренского и Р. Л. Бёме.

По окончании университета Антон Павлович пришёл на работу в ЦНИЛ Главохоты и со свойственной ему целеустремлённостью и основательностью изучил и освоил все нюансы деятельности этой специфической отрасли, всегда сочетая аккуратную и грамотную работу с законодательными и отраслевыми документами и правилами с подходами профессионального биолога. После вхождения охотничьего ведомства в состав Министерства природных ресурсов круг обязанностей Антона Павловича стал расширяться за счёт включения в них вопросов сохранения биоразнообразия, редких видов и вопросов международного сотрудничества в области охраны природы. В 2019–2020 гг. он был советником руководителя научно-методического центра «Биоразнообразие» ФГБУ «ВНИИ Экология», с ноября 2020 г. работал в Росзаповедцентре Минприроды России в должности заместителя начальника отдела науки и анализа биоразнообразия на ООПТ.

Уже в зрелом возрасте А. П. Межнев получил второе высшее образование в МГИМО, специально повышая свою квалификацию в области международного сотрудничества по природоохранной тематике. В результате и при работе в Министерстве, и после перехода в подведомственные Министерству структуры Антон Павлович оказался блестящим специалистом в перечисленных областях. Он многократно представлял Российскую Федерацию на международной природоохранной арене, был, как теперь оказалось, незаменимым профи в областях, связанных с выполнением Российской Федерацией обязательств в рамках выполнении Конвенции по биоразнообразию и в других международных рабочих и совещательных органах, внёс очень существенный практический вклад в сохранение сайгака. Это лишь краткий и неполный перечень того, что он делал и сделал в качестве биолога, прекрасно знавшего как объекты охраны и использования, так и задействованные в этой области механизмы, в том числе международные.

Невозможно переоценить ту помощь, которую Антон Павлович оказывал инициативам Рабочей группы по гусеобразным Северной Евразии в делах сохранения водоплавающих птиц и в плане регулирования охоты на них. Он был связующим звеном между РГГ и Охотдепартаментом Минприроды, не только брал на себя информирование РГГ о «настроениях» в министерстве, но и сам часто бегал с нужными бумагами, активно добивался скорейшего принятия решений. Ему РГГ во многом обязана тем, что удалось ввести на федеральном уровне ряд существенных ограничений охоты на водоплавающих птиц. Антон Павлович никогда не отказывался принять участие в конференциях РГГ в качестве представителя Минприроды. Он всегда был спокоен и оптимистичен, сам правил резолюции и переводил их на бюрократический язык, чтобы они действительно работали и имели вес в кругах лиц, принимающих решения.

Его высочайшая квалификация в соответствующих областях сделала крайне интересным и полезным уникальный курс лекций «Охотоведение с основами законодательства», который он, как непосредственно работающий в этой области специалист, в течение последних лет читал на кафедре зоологии позвоночных биологического факультета МГУ магистрам первого года обучения. Пока невозможно представить, кто мог бы заменить его в этой роли…

При всей своей загруженности Антон Павлович продолжал оставаться полевым зоологом. Его путь в этой области начался со студенческих практик в Мордовии, на Белом море, на ЗБС и оз. Глубоком, в Туркмении и Таджикистане, с экспедиций в Среднее Приамурье (1982 и 1983 гг.), на Кольский полуостров (1984 г.) и на о. Кунашир (1986 г.). А. П. Межнев был одним из очень немногих российских орнитологов, кому посчастливилось увидеть гнездо нырка Бэра. Он нашёл его в 1983 г. на территории нынешнего Муравьёвского парка устойчивого природопользования в Амурской области.

В дальнейшем Антон Павлович работал в основном на территории европейской части России, участвуя в реализации ряда проектов по изучению распределения, численности и биологии перепела, коростеля, некоторых куликов и водоплавающих птиц. В 2013–2015 гг. он участвовал в исследованиях по гранту Европейского Института по менеджменту диких птиц и их местообитаний (OMPO) «Мониторинг успешности размножения уток в некоторых регионах европейской части России». В канун Нового 2021 года, буквально за несколько дней до своего столь неожиданного трагического ухода он увёз из Зоологического музея МГУ свой экземпляр «Атласа гнездящихся птиц европейской части России» со своими очерками об авдотке и перепеле…

Невозможно не отметить такие его замечательные качества, как надёжность, доброта (не добродушие, а именно доброта), ответственное отношение к семье и друзьям, неброское, без пафоса и громких слов, стремление взять на себя решение возникающих житейских проблем, тонкий юмор, лаконичность и точность высказываний… Этот человек представлял собой образец великого терпения по отношению к бытию, сдержанности в оценках и выражении своего отношения к событиям и людям и вместе с тем глубокого и точного понимания всего происходившего вокруг него. Перечислять качества, которые делали его душой дружеской компании, можно долго. Мы обязаны ему, говоря его же словами, «роскошью человеческого общения», которое – и мы всё ещё отказываемся это понимать и тем более принимать – теперь оборвалось. Мы все внезапно осиротели и до сих пор не можем оценить масштаб нашей потери, но в полной мере можем оценить её горечь… И, конечно, благодарны Антону за годы совместной жизни, память о которой сохранится у нас как одна из наших главных ценностей.

А. А. Банникова, М. В Калякин, С. Б. Розенфельд

и многие другие друзья и коллеги